Новости торговли

Торговля нащупала дно

После рекордного прошлогоднего падения на сегодня розничная торговля, похоже, нащупала дно. И в 2016 г. возможно ее некоторое оживление, в том числе в связи с началом электорального цикла. В развороте тренда также поучаствуют крупные сети, которые и сейчас увеличивают свою выручку.

ОАЗИСЫ РОСТА

Служившая в последние годы драйвером роста в 2015 г. розничная торговля продемонстрировала 10%-е падение. При этом, как отмечалось еще в начале прошлого года, крупные сети продолжили идти против торговли. К примеру, как следовало из объявленной накануне финансовой отчетности за 2015 г. X5 Retail Group (сети «Пятерочка», «Перекресток», «Карусель»), чистая розничная выручка компании увеличилась за год на 27,3% до 804,1 млрд руб. Пока это лучший показатель роста продаж среди отчитавшихся за минувший год продовольственных ритейлеров. Так, выручка лидера отечественной розницы — «Магнита» — увеличилась на 24,27% до 947,8 млрд руб., а в»Дикси» она выросла на 18,9% до 272,3 млрд руб.

Помимо прочего, отмечают «Вести.ru», X5 Retail Group зафиксировала лучший за свою историю показатель прироста торговой площади: на 760,9 тыс. кв. м (+29,6%) до 3,33 млн кв. м. при увеличении числа магазинов на 28% до 7,02 тыс. объектов. О рекордных показателях сообщили в среду и в ГК «Детский мир», открывшей 104 новых магазина и намеренной продолжить свое развитие в текущем году. По предварительным данным, объем консолидированной неаудированной розничной выручки за прошлый год здесь увеличился на 32% до 59,5 млрд руб.

Как пояснила начальник управления по связям с общественностью ГК «Детский мир» Надежда Киселева, крупный розничный бизнес во главе с эффективным менеджментом более устойчив к экономическим потрясениям: у компаний больше ресурсов не только для преодоления последствий снижения спроса, но и для развития бизнеса. В то время как другие игроки на фоне кризиса сворачивали программы развития, в ГК «Детский мир», напротив, решили ускорить темпы открытия новых магазинов. Этому поспособствовало также снижение арендных ставок и появление новых качественных площадей. Добиться успешных финансовых результатов также помогла осуществленная в 2012 – 2014 гг. оптимизация бизнес-процессов наряду с пересмотром ценовой и ассортиментной политики в пользу недорогих качественных товаров и увеличением доли российских производителей, указала представитель ГК «Детский мир».

Причем в данном случае, как и в ситуации с крупными продовольственными сетями, сохранение позитивного – вопреки рынку — тренда обеспечивается не только за счет формата, но и благодаря нишевым преимуществам. По словам Киселевой, в прошлом году рынок детских товаров показал положительные темпы роста с увеличением на 1,8% до 509 млрд руб. В 2016 г., по предварительным прогнозам, данный рынок может вырасти на 3% до 524,5 млрд руб.

ПРИДОННЫЙ ПЕЙЗАЖ

Тем не менее, как сообщил на днях Росстат, общий оборот розничной торговли в 2015 г. в сопоставимых ценах снизился по сравнению с 2014 г. на 10% до 27, 576 трлн руб. В декабре падение составило 15,3%. Таким образом, был вновь побит рекордный показатель предыдущего месяца: в ноябре ритейл провалился на 13,1%. Ранее же антирекорд наблюдался в октябре 2015 г., когда оборот сократился на 11, 7%, продемонстрировав максимальное снижение с начала 2000 г.

При этом реальные располагаемые доходы россиян уменьшились в прошлом году на 4% ВВП. Инфляция выросла на 12,9%. Инвестиции снизились на 8,4%. И в целом российская экономика упала на 3,7% (против повышения на 0,7% в 2014 г.).

По итогам же IV квартала 2015 г., как отмечалось в исследовании Центра конъюнктурных исследований Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ, индекс предпринимательской уверенности (ИПУ) впервые с 2000 г. вышел из области положительных значений и просел сразу до -2%, При этом сконцентрировавшиеся в отрасли за последние полтора года множественные конъюнктурные дисбалансы определили новую реальность для торгового бизнеса. В результате у многих предпринимателей традиционный оптимистический настрой сменился депрессивным.

Одновременно и все большее число потребителей – на фоне снижения доходов населения, сокращения инвестиций, ослабления рубля, сохранения продовольственной инфляции, высоких процентов по кредитам и закредитованности, а также санкций и контрсанкций, — перемещалось в разряд наблюдателей за торговым процессом. Однако, похоже, глубина спада достигла своего предела, а потому с осторожностью можно исключить дальнейший провал тренда, заключили авторы исследования.

РАЗВОРОТ ТРЕНДА

В 2015 г., напомнил аналитик ГК «Финам» Тимур Нигматуллин, падение в розничной торговле на 10% было зафиксировано в реальном выражении, с учетом инфляции. Тогда как без ее учета в отрасли наблюдался рост на 5%. При этом крупные игроки остались прибыльными и продолжили или инвестировать в развитие при сокращении доли несетевых несовременных торговых точек. Подобное поведение лидеров, вероятно, также обусловлено ожиданиями последующего улучшения конъюнктуры, в том числе вследствие эффекта отложенного спроса. В какой-то момент домохозяйства, из-за кризиса откладывавшие приобретение товаров длительного пользования, к примеру, далее все же произведут необходимые покупки. Этому поспособствует и замедление падения реальных располагаемых доходов населения, динамика которых созвучна показателям ВВП, подчеркнул Нигматуллин.

На прошлой неделе из-за падения цен на нефть МЭР ухудшило прогнозный показатель по росту экономики на текущий год, предусмотрев сокращение ВВП на 0,8% вместо ожидавшегося ранее роста на 0,7%.

Впрочем, по ощущениям, как любит говорить глава Минэкономразвития Алексей Улюкаев, на сегодня дно падения в отечественном ритейле, очевидно, достигнуто, подтвердил «Вести Экономика» директор Центра конъюнктурных исследований ИСИЭЗ НИУ ВШЭ Георгий Остапкович. Как он отметил, снижавшиеся 13 месяцев подряд реальные располагаемые доходы населения в 2016 г. способны притормозить в своем падении, в том числе из-за эффекта базы, в сравнении с высокими показателями предшествующего периода. Определенную роль, наверное, сыграет и начало электорального цикла: на сентябрь в России намечены парламентские выборы, а в 2018 г. предстоят президентские. В такие периоды власти обычно усиливают социальную поддержку электората. А потому в ближайшее время, в частности, следует ожидать решений по индексации зарплат бюджетников и по повторной индексации пенсий, скажем, еще на 4-5%, в дополнение к уже запланированному 4%-му повышению.

Таким образом, к лету снижение параметров доходов россиян может замедлиться, приблизившись к концу года к нулевой планке, предположил Остапкович. При таком раскладе, добавил он, более инерционные показатели розничной торговли притормозят до -4-5%. Более энергичное движение графика могло бы быть обусловлено изменением цен на нефть или же реформированием отечественной экономики, при котором доминирующим в ней стало бы производство товаров с высокой добавленной стоимостью, резюмировал аналитик.

Сейчас, подчеркнула главный экономист «Альфа-банка» Наталья Орлова, многое будет зависеть от бюджетной политики и от того, насколько успешно правительство сожмет расходную часть. В этих условиях во втором полугодии возможно ожидать активизации кредитования населения, а также электоральных выплат, что приведет к некоторому оживлению розничной торговли. Хотя возможности улучшения ее показателей весьма ограничены сегодня, когда потенциальный ресурс роста экономики составляет всего 1,5%. Тем не менее потребительский спрос более способен соответствовать роли драйвера роста в сравнении с инвестициями, которые оказались под большим ударом, отметила Орлова. «В целом по итогам 2016 г. мы ожидаем минус 1,5% по росту экономики», — рассказала главный экономист Альфа-банка».

Популярные новости

To Top