Что интересного пишут

Почему в России не стоит запрещать самогон

В Госдуму собираются внести законопроект, запрещающий гражданам производить и продавать самогон. По мнению его инициаторов — депутатов заксобрания Владимирской области — самогоноварение в России носит характер «национального бедствия», и наказывать за кустарное производство алкоголя нужно исправительными работами. Сейчас за продажу самогона оштрафовать можно только юридическое лицо. Аналогичная инициатива уже появлялась в Госдуме два года назад, но не получила поддержки парламентариев. Между тем за последний год спрос на самогонные аппараты в стране вырос почти в три раза. О месте самогона в русской культуре и о том, почему самогоноварение нельзя победить, «Ленте.ру» рассказал историк водки, писатель Борис Родионов.

«Лента.ру»: Домашний самогон часто ассоциируют с дешевым и низкокачественным напитком. Так ли это на самом деле?

Борис Родионов: Если под качеством понимать чистоту, то, безусловно, водка намного качественнее — в ней нет примесей. Если же говорить о влиянии на здоровье, то самогон ничем не хуже водки. Потому что примеси, которые в нем присутствуют, не оказывают никакого влияния на здоровье. Самогон отличается от водки и по вкусовым качествам. Достаточно большому числу людей этот вкус нравится — значит, он должен иметь право на жизнь. Медицинских показаний к тому, чтобы с ним бороться, нет. В основном народ делает самогон из сахара, но в южных районах гонят из фруктов — абрикосов, например. Те, кто не боятся трудностей, делают из пшеницы. Это сложный процесс. Производство из зерна — это вековые традиции.
foto_01
Фото: Борис Родионов

Откуда берет свои истоки самогоноварение?

В 1914 году перед мировой войной был введен сухой закон. И в это время народ начал потихоньку гнать. Но массовым самогоноварение стало из-за ослабления полицейского контроля в годы революции. До 1917 года даже слова такого в русском языке не было — «самогон». Большевики, придя к власти, не отменяли сухой закон. Они считали, что победившему пролетариату средства опьянения не нужны. В 1923 году начались послабления. Из-за того, что народ начал со страшной силой переводить зерно на самогон, власти решили возобновить производство спирта, но взяли его под свой контроль. Народ гнать не перестал, но дабы не злить власть перешел с зерна на картофель и свеклу. Одновременно был введен жесточайший запрет на производство самогона, который действовал вплоть до развала СССР.

Но ведь технология эта была известна и до 1914 года?

Разумеется. До 1895 года алкогольные напитки делались путем дистилляции с использованием перегонного куба, однако эта технология была полностью запрещена в связи с переходом на производство алкогольных напитков путем разведения спирта. Решение было принято при царской власти чисто в фискальных целях: так удобнее начислять акцизы. Была введена государственная монополия. Вся продажа проводилась через государственные винные лавки. Государство диктовало, что теперь можно производить только разведенный спирт. Частные производители попали под запрет. Так появилось незаконное производство алкоголя, которое называлось кормчеством. Это похожий на самогоноварение процесс, разница в том, что этим занимались не какие-то отдельные самогонщики, а те же мелкие производители, которые и прежде делали дистиллят.

Чем отличается дистиллят от водки кроме методики производства?

Все дистилляты обладают вкусом, водка же его не имеет. Когда меня спрашивают, чем пахнет водка, я отвечаю: уколом в задницу. У большинства национальных напитков есть свой вкус и аромат. У водки такой.

Почему гонят?

В основном — по экономическим причинам. Сейчас масса народу, 20-25 миллионов человек в нашей стране полностью лишены возможности покупать алкогольные напитки в магазине. Водка даже по минимальной цене им недоступна. Для таких людей существует колоссальный рынок нелегальной алкогольной продукции. Водка без акциза занимает более половины нашего рынка спиртного. Любое правительство в любой стране ушло бы в отставку, получив такие показатели. Те же люди, которым недоступна водка даже по минимальной цене, делают самогон для себя. Просто потому, что он обходится намного дешевле. Если бы делали «социальную» водку и продавали ее по цене ниже контрафакта, миллиарды рублей, которые крутятся в криминале, пошли бы государству.

Можно ли говорить о самогоне как о неком культурном феномене?

Самогон не является культурным явлением. Его история ничтожно мала, даже ста лет еще нет. Когда мы применяем термин «самогоноварение», мы имеем в виду советский период и современность. Абсолютно безграмотно говорить, что это явление существовало в России до 1917 года. Если же говорить о нелегальном производстве, то оно было всегда, но имело другой оттенок — промышленный. Люди не имели возможности, как сейчас, производить алкоголь дома для себя на собственных аппаратах.

Гонения на самогонщиков были всегда?

Сколько существует государство, столько были гонения на подпольное производство алкоголя. С переменным успехом. Практически победить его удалось только советской власти. Демократическая власть не может с этим справиться. Поэтому нужно не бороться с нелегальным алкоголем, а вводить какие-то правила. Самогонщиков не надо бояться, — пусть делают вкуснятину для себя. Тем более что в магазине выбор маленький и товар дорогой.

На полки магазинов самогон тоже постепенно проникает.

Я категорически против того, чтобы называть дистиллят, который продается в магазинах, самогоном. Если в магазине продаются напитки под названием самогон — это оксюморон. Самогон не может производиться в фабричных условиях, потому что самогоноварение подразумевает самостоятельное производство. Как только это выходит на промышленный уровень — напиток перестает быть самогоном.

Сами гоните?

Моя компания занимается выпуском таких напитков, но производство находится в Польше.

Почему не в России?

Для того чтобы перенести его в Россию, мне нужно заплатить девять миллионов рублей за лицензию. И это только официальные суммы. Чиновники выдумывают тучу всевозможных препятствий. Полугар, который я произвожу, в России назывался «Старая водка» или «Монастырская водка». Но сегодня слово «водка» закреплено за разбавленным спиртом. И если я назову свой напиток так, меня тут же засудят за обман потребителей. Законодательная база у нас заточена только под производство водки. В России никто и никогда не открывал маленькие предприятия по производству алкоголя.

C 1 июля вводится новый ГОСТ, касающийся дистиллятов. Вам это поможет?

Появление ГОСТа — это явление необходимое, но недостаточное. Я пробивал его введение в течение пяти лет. Обивал пороги всех институтов. Я понял, что не могу прийти в Россию, потому что нет стандартов. Мы делаем небольшое количество качественного продукта, но с точки зрения закона все заточено под крупных производителей. В Польше остатки продукта я могу раздать крестьянам. В России же это запрещено, нужно строить очистительные сооружения, чтобы утилизировать остатки. А это могут себе позволить только крупные производители. Депутаты не могут принять ни одного нормального закона на этот счет, потому что боятся, что они что-то разрешат — и этим воспользуется криминал. Но этот нелегальный алкоголь, который захлестнул нас и так сильно беспокоит депутатов, не от кустарных самогонщиков. У нас целые заводы работают подпольно.

В таком случае почему власти ополчились именно на самогонщиков?

Депутатам нечего делать — они борются с курением и алкоголизацией потому, что серьезными вещами им не дают заниматься. Объем самогоноварения ничтожно мал. Люди делают в основном для себя. Если продавать нельзя, а кто-то продает, значит, этим должна заниматься полиция.

Производство водки — дело нехитрое. Чего не скажешь о самогоне.

Когда люди хотят делать серьезные деньги, им и не нужны эти перегонные кубы, вся эта морока. Они разводят спирт и деньги получают. А те, кто делают самогон и в округе пьяницам продают, они копеечки зарабатывают. Тех, кто занимается производством ради вкусовых качеств напитка, еще меньше. В основном это люди, которые могут позволить себе дорогой алкоголь, но им интересно делать самим. Это целая культура дистилляции с использованием перегонных кубов. Весь мир этим занимается — тот же коньяк, граппа, сливовица, палинка и текила. Все это продукты дистилляции со своей историей и традициями. Кто-нибудь там называет это самогоном?

Популярные новости

To Top