Интересное

Кулинарная революция в СССР: итоги американского турне Микояна

Общепит СССР - социалистический фастфуд, пельменная
background image / youtube

Горячая московская котлета — так в 1930-х Наркомпищепром называл бутерброды, которые продавали на улицах. Аналог американских гамбургеров не удостоился специальных булочек. Котлету клали между двух кусков белого или черного хлеба, а в довесок к бутерброду предлагали лимонад. Советские котлетные киоски вовсю работали в Москве, Ленинграде, Киеве, Баку и Харькове. В США сетевого фастфуда тогда не было и в помине. По чьей вине миллионы трудящихся в СССР годами ели безвкусную кашу? Как пищевая промышленность Страны Советов изменилась после американских турне Микояна и Хрущева? Об этом рассказывает программа «Неизвестная история» с Борисом Рыжовым на РЕН ТВ.

Бесплатные столовые

Уже на второй день после Октябрьской революции Ленин издал декрет об организации предприятий общественного питания. Все трактиры, кабаки и рестораны из частной собственности перешли в государственную. Во времена Гражданской войны мясо и рыбу можно было получить только в заведениях общепита. Вождю мирового пролетариата, кстати, еду доставляли прямиком в Смольный.  А в 1920 году, когда на просторах страны свирепствовал голод, для рабочих и служащих пришлось создать сеть бесплатных столовых.

«Чтоб промышленность работала, необходимо кормить рабочих. Поэтому создали такие столовые. Они открывались в Москве и Петрограде, были рассчитаны где-то на 800 человек. Можно было приходить и бесплатно получать необходимое питание», — рассказывает консультант по лечебному питанию, диетолог Марина Кумерина.

Фабрики-кухни «Нарпита»

В 1923 году в СССР появилось паевое товарищество «Нарпит» и его главные детища ­- фабрики-кухни. Они освобождали советских женщин от «кулинарного рабства», приучали граждан мыть руки перед едой и вести себя за столом. Заодно такие заведения стали местом для общения на идеологически «правильные» темы.

«Логика большевистского государства заключалась в том, что все должно быть централизовано, все должно быть под контролем, все должно руководствоваться идеей. Задача «Нарпита» — обеспечить кормежку необходимым количеством белков, жиров, углеводов», — поясняет историк кулинарии, кандидат исторических наук Антон Прокофьев.

Рацион зависел от специальности советского человека. Обед работника умственного труда тянул на 1,4 тысячи калорий. Те, кто вкалывал на тяжелом производстве, потребляли котлет и борща уже на 2,2 тысячи калорий. Сытнее всех кормили шахтеров и металлургов — более 2,5 тысяч калорий в сутки. А вот о качестве блюд можно было поспорить.

Эксперименты Певзнера

В 1930-е меню для трудящихся разрабатывал специально созданный Институт физиологии питания. Его возглавил знаменитый в то время диетолог Мануил Певзнер. Это он вывел легендарную формулу комплексного советского обеда: первое, второе и компот. А еще именно Певзнеру труженики обязаны тем, что блюда в столовых были пресными и даже безвкусными.

«Певзнер отвергал использование приправ, всевозможных специй. Он считал, что это пережиток прошлого, пережиток буржуазии. Что нельзя, например, жарить продукты — но при этом говорил, что можно жарить на маргарине и сливочном масле», — отмечает Кумерина.

Микоян и Хрущев в США

Все изменила поездка Анастаса Микояна в США в 1937 году. С легкой руки наркома пищевой промышленности в Союзе появились невероятные новшества: фабричный майонез, консервированный зеленый горошек, овощные и фруктовые соки в заводских упаковках. Но настоящий ренессанс советского общепита начался в эпоху Хрущева. Никита Сергеевич тоже побывал в Америке и его переполняло желание полностью реформировать отечественную систему питания.

«Хрущева в Штатах, в отличие от Микояна, удивила уже не столько индустрия, сколько атмосфера американских кафетериев: чистенькие столики без клеенок, конвейерная подача еды. То есть оболочка, а не суть», — комментирует Прокофьев.

Именно после этого генсек внедрил конвейерную подачу блюд в столовых СССР и разнообразил сами заведения. В стране открывались пирожковые, чебуречные, пельменные и шашлычные.

«Появились молодежные кафе. Интересное место, где собиралась молодежь, там пили кофе, чай. Также появилась газировка. Очень интересен автомат газировки, куда вставлялся стаканчик, мылся, и наливалась газировка. Причем стоила она недорого», — утверждает Кумерина.

Чаевые как взятка

Следующим толчком к реформе общепита стала Олимпиада-80. Советские граждане впервые увидели йогурты, соки в пакетах с трубочкой и растворимый кофе. Именно тогда на прилавках появились отечественные аналоги колы, джемы в пластиковой упаковке и жевательная резинка. Качество обслуживания в кафе и ресторанах заметно улучшилось, но брать чаевые сотрудникам было нельзя.

«Чаевые были априори запрещены в Советском Союзе, потому что официант получал зарплату. Подразумевалось, что ему достаточно, что официант — это не прислуга, а такой же человек на работе, как и посетитель, который отдыхает. Советское государство приравняло чаевые к взятке», — указывает Прокофьев.

Цены в заведениях не были заоблачными: борщ — 28 копеек, котлеты — 15, блины со сметаной — 10. Некоторые до сих пор вспоминают старое меню с ностальгией.

Популярные новости

To Top