Пищепром: тут у нас ...

Новый взгляд МСХ на антисанкционный список

Минсельхоз направил обновленный список для продуктового эмбарго в правительство. В нем жестко прописаны нормы ввоза безлактозной продукции: импортерам надо будет доказать, что ввозимые сыры обладают лечебным эффектом.

МОЛОЧНИКИ ДОБИЛИСЬ СВОЕГО

Минсельхоз направил в правительство проект постановления с обновленным списком продукции, которую запретят к ввозу в Россию в ответ на продление санкций Евросоюзом, сообщили РБК два источника в правительстве. Из действующего с августа 2014 года списка исключат мальков рыб и морских беспозвоночных, зато более жестко пропишут нормы ввоза безлактозной продукции, говорят источники РБК. Теперь, для того чтобы поставить в Россию безлактозный сыр или йогурт из Европы, его надо будет зарегистрировать как лечебно-профилактическую продукцию, обосновав наличие подобных свойств. О том, что безлактозная молочная продукция будет ввозиться в Россию только на основании специальной регистрации, в кулуарах Петербургского международного экономического форума заявлял и профильный вице-премьер Аркадий Дворкович.

Инициатором ужесточения правил ввоза безлактозной продукции из стран, в отношении которых было введено продовольственное эмбарго, стала ассоциация Союзмолоко, рассказал РБК ее глава Андрей Даниленко. 17 июня газета «Коммерсантъ» сообщала, что в июне Союзмолоко обратилось с соответствующей просьбой в Роспотребнадзор.

Почти сразу после введения контрсанкций в августе прошлого года правительство сделало исключение, разрешив ввозить из стран, попавших под российское эмбарго, безлактозную продукцию специально для людей, которые страдают лактозной недостаточностью. Но эти послабления стали лазейкой для недобросовестных импортеров, говорит Даниленко: кисломолочные продукты и твердые сыры почти не содержат лактозы. Сейчас как безлактозное регистрируется даже обычное питьевое молоко, отмечает Даниленко. Он считает логичным, чтобы разрешенная к ввозу продукция маркировалась именно как диетическая, лечебная или профилактическая.

Пищевая продукция для диетического лечебного и диетического профилактического питания требует госрегистрации, пояснили РБК в Роспотребнадзоре, и безлактозная продукция, которую ввозят в Россию, должна иметь такой сертификат. Для того чтобы получить соответствующие документы в Роспотребнадзоре, производитель или импортер должен будет подать заявку, пройти проверку и получить соответствующий сертификат о том, что именно эта продукция может считаться диетической, уточняет Андрей Даниленко.

Ужесточение правил ввоза безлактозных продуктов негативно скажется на их обороте, уверена руководитель по внешним коммуникациям Metro C&C Оксана Токарева. По ее данным, на получение разрешительных бумаг на ввоз у импортеров будет уходить до полугода. По факту подобная сертификация будет означать просто запрет на поставку сыров из Европы, считает старший эксперт рынка молока Института конъюнктуры аграрного рынка (ИКАР) Алим Аюбов.

МАГАЗИНАМ ВСЕ РАВНО

Поставки безлактозных продуктов — не тот объем, который может заметно повлиять на российский рынок. По данным Союзмолока, безлактозное молоко в России в прошлом году занимало всего около 1% рынка. Алим Аюбов из ИКАР соглашается с оценкой в 1%, отмечая, что это рынок в пересчете на молоко — то есть в эту цифру входят все молочные продукты, от питьевого молока и кефира до масла и сыра, поэтому поставки в масштабах рынка мизерные. «Вообще технология приготовления почти всех сыров изначально безлактозная, поэтому безлактозный сыр — это довольно странная формулировка», — отмечает он.

В российских магазинах доля безлактозной продукции невелика. Например, в пресс-службе ГК «Дикси» уточнили, что в сырной категории супермаркетов «Виктория» (входит в ГК «Дикси») всего 29 наименований безлактозных сыров из Европы, то есть около 5%. Доля безлактозных сыров в продажах Metro тоже незначительна. По словам Оксаны Токаревой, примерно из 700 артикулов сыра только 20–25 безлактозные. Это нишевые виды — бри, камамбер, пармиджано реджано из Италии и Франции».

В сети «Лента» ассортимент безлактозной продукции тоже небольшой: три позиции молока, несколько йогуртов, безлактозная диабетическая детская смесь от компаний Nestle, а также безлактозные детские каши, рассказала РБК представитель компании Яна Могилева. «Ограничение на ввоз безлактозной продукции не повлияет на ассортимент, и, скорее всего, рядовой покупатель отсутствие данных товаров на полках магазинов не заметит», — считает она.

По информации Россельхознадзора, раньше безлактозную продукцию в Россию поставляла только финская Valio, а после введения эмбарго 7 августа 2014 года и исключения, которое было сделано для безлактозной продукции 20 августа, ее поставщиками сразу стали 20 стран, в том числе Польша и Литва.

С марта 2015 года Евросоюз резко увеличил импорт безлактозной молочной продукции, сообщал «Коммерсантъ» со ссылкой на данные Союзмолока: из Франции в январе—феврале ее было импортировано 78,4 т, в марте — 304 т, апреле — 120,6 т. Италия в январе—феврале поставила в РФ 30 т, в марте — 50 т, в апреле — 49 т.

Популярные новости

To Top