Пищепром: тут у нас ...

Россия накормит сардинами Китай и Африку

На Шикотане начался совсем новый рыбный промысел — ловят иваси.

Мыс Край Света на острове Шикотан. Это, без преувеличения, окраина России. Дальше только Тихий океан, именно в нем каждые 25-30 лет появляется и исчезает загадочная сардина — иваси. И делает она это, как правило, достаточно неожиданно. Поэтому иваси еще называют «неверной рыбой».

Пропав с экранов эхолотов и прилавков магазинов в конце 80-х прошлого века, иваси совсем недавно вернулась к нашим берегам. Если в прошлом году наблюдались лишь небольшие подходы, то в этом рыбаки смогли начать ее полноценный промысел. Ведут его, кстати, преимущественно в южно-курильской зоне, в центре которой и находится остров Шикотан. Так что именно у курильских рыбаков все козыри на руках. Они могут ловить сардину и почти сразу доставлять ее на берег. А чем меньше проходит времени от вылова до переработки, тем выше качество нежной иваси.

«Таймания» одной из первых на Шикотане вышла на промысел иваси. Никто в команде дела с этой рыбой раньше не имел, поэтому всему пришлось учиться самим и сразу в море. Рыбаки говорят, что с иваси приходится одновременно играть и в прятки, и в догонялки, уж очень быстро и хаотично она двигается.

«Может в сторону уйти. Если мы прописали, то это еще не значит, что она будет у нас», — рассказал капитан «Таймании» Анатолий Косухин.

«Прописали» – значит, обнаружили при помощи эхолота. На экране он отмечает рыбу яркими всполохами. Самые большие скопления иваси наблюдаются примерно в 45 милях на северо-востоке от Шикотана. Впрочем, у «Таймании», как и у любого результативного промыслового судна, есть свои секретные места. Так что без улова эти рыбаки не возвращаются. Промысел идет и днем, и ночью в любую погоду.

Считать, сколько раз устанавливали трал, у рыбаков не принято. Операция это долгая — около 3 часов уходит на установку и подъем трала — и, конечно, очень сложная. При таком волнении и дожде не то что работать на палубе, даже стоять не просто. И, конечно же, все зависит от рыбы: если она есть, то три таких трала достаточно, чтобы заполнить трюм.

Там, кстати, работа кипит не меньше, чем на палубе, ведь улов не просто сливается в трюм. Нежную рыбу нужно аккуратно рассортировать и обязательно пересыпать льдом.

Улов на «Таймании» раскладывают в пластиковые ящики. Если сайру и минтай в них можно положить практически с горкой, то с сардиной иваси нужно быть нежнее. Ящик заполняют чуть больше чем наполовину, чтобы не раздавить ее. Получается в каждом примерно по 30 килограммов рыбы.

Трюм на «Таймании» называют «спортзалом», ведь за смену каждому здесь приходится поднимать тяжелый ящик по несколько сот раз. При этом еще в море трюм нужно быстро загрузить, а уже на берегу не оперативно освободить.

Торопиться нужно, потому что от момента вылова до сдачи иваси на переработку не должно проходить больше суток. Сардина иваси очень жирная, а от того очень нежная рыба. Она быстро портится и лопается от малейшего механического воздействия, поэтому отбраковка проходит на всех этапах.

Делать качественное сырье позволяет и новая технологическая линия для переработки. Примечательно, что произведена она также на острове, только на другом краю землю — в Исландии. Кстати, смонтировали ее совсем недавно и всего за две недели. Для этого на Шикотан прилетали исландские специалисты.

От момента приемки рыбы до загрузки в холодильные камеры проходят не больше 10 минут. Затем сардину еще в течении 2,5 часа замораживают. И только потом уже предприятия со всей страны, закупающие здесь мороженое сырье, делают из него консервы, что раньше считалось недопустимым. Но больше 30 лет назад делать это просто не позволяли технологии.

«Сегодня, может быть, кого-то пугает то, что консервы делают из мороженной рыбы, хотелось бы успокоить всех и сказать, что это допустимая вещь, это регулируется госстандартами. И при соблюдении технологии, и при замораживании, и при производстве консервов получается довольно вкусный продукт», — отметила Людмила Воронова, руководитель отдела управления качеством.

Заведующая лабораторией Зинаида Вихляева пробовала иваси во время ее прошлых приходов. Но признается: тот самый вкус уже забыла. Теперь пытается восстановить его в лабораторных условиях. Для этого делает иваси специального посола по рецептам 1953 года. Получается не только очень вкусно, но и полезно.

«Большое содержание жира, жировых кислот, которые необходимы особенно для женщин в возрасте, поэтому я рекомендую эту рыбу употреблять», — сказала Вихляева.

Чтобы ловить еще больше этой полезной рыбы, курильские рыбопромышленники закупили и новые суда. Они уже пришли на Шикотан. «Торон» и «Торлэнд» — средние рыболовные траулеры-рефрижераторы.

Длинна каждого — 45 метров. Несмотря на небольшие размеры, оба судна своим ходом пришли на Шикотан из датского порта Скаген.
Переход занял 55 суток. Путь пролегал через опасный Аденский залив, где случаются нападения пиратов. Для защиты на борту находилась группа охраны. Но самым неприятным оказались муссоны, которые дуют в Индийском океане. Несколько недель «Торон» и «Торлэнд» шли сквозь пятиметровые волны.

«Судно себя показало не просто с лучшей, а с наилучшей. Я был поражен характеристиками, его мореходными качествами, с его длинной это никак не вяжется», — отметил капитан «Торлэнда» Сергей Змунчилов.

А еще здесь гораздо больше места для комфортного отдыха экипажа, чем на других промысловых судах. В жилых помещениях — истинный скандинавский минимализм, а вот техники и электроники на этих современных траулерах в избытке.

В ходовой рубке «Торлэнда» нет привычного места вахтенного и штурвала. Их роль здесь выполняет главная навигационная консоль, больше похожая на кабину современного авиалайнера.

Установленные на каждом траулере эхолот и два гидролокатора не позволят проскользнуть незамеченной мимо «Торлэнда» и «Торона» ни одной рыбе. А самое важное, что промысел суда могут вести тралом, близнецовым неводом и так называемым кошельком. Команды пока только настраивают промвооружение. Когда все будет готово, «Торон» и «Торлэнд» смогут брать на борт до 450 тонн рыбы.
Чтобы траулеры могли быстро разгружаться, на Шикотане для них построили новый причал. Подобных много в Южной Кореи, а вот на Дальнем Востоке России таких больше нет.

Главная конструктивная особенность причала заключается в том, что он установлен на два огромных понтона и сам причал внутри абсолютно полый, — это позволяет ему подниматься и опускаться вместе с приливом и отливом.

А неподалеку разворачивается действительно большая стройка. На острове планируется создать целый рыбоперерабатывающий кластер. Построенный здесь завод станет одним из самых больших в России.

«Мощный завод не может работать без энергетики. Энергетика на Шикотане очень слабенькая. Вот если государство усилит эту часть островной энергетики, потому что потребляемая мощность будет порядка 6 мегаватт, то это, конечно, будет существенная помощь», — сказал Юрий Светликов, генеральный директор АО «Гидрострой».

Такие серьезные ставки сделаны не случайно. Ученые прогнозируют, что в ближайшие пять лет можно будет добывать до 4 миллионов тонн сардины-иваси в год. Для сравнения: это объем всех воднобиологических ресурсов, добываемых сейчас в России.

«Недавно на Южных Курилах был очень эффективен промысел сайры, но сегодня ее практически нет. Подходят иваси, скумбрия — это новые виды, которые надо осваивать. Я думаю, это как профессия рыбацкая: нужно очень быстро реагировать на изменяющиеся условия», — сказал Александр Верховский, член комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию.

Кстати, курильские рыбаки намерены накормить сардиной иваси не только Россию, но и Китай, и даже страны Африки. Этой рыбы должно хватить всем.

Популярные новости

To Top