Новости торговли

В Прибалтике расчитали стоимость продкорзины

Во всех странах Балтии стоимость рекомендуемой ежемесячной корзины продуктов для семьи из четырех человек за год выросла.

Самый большой рост зафиксирован в Эстонии: 4,3%. Меньше всего стоимость корзины увеличилась в Литве: 3,2%. В перешедшей в этом году на евро Латвии годовой рост стоимости продуктовой корзины составил 4,1%. Результаты получены в рамках исследования расходов домохозяйств в Эстонии, Латвии и Литве, во второй раз проводившегося Институтом частных финансов Swedbank.

Как и в прошлом году, пишет Postimees.ru, среди столиц Балтийских стран на основании данных, собранных в феврале, стоимость рекомендуемой для семьи из четырех человек продуктовой корзины в торговых центрах выше всего была в Латвии (332 евро). Самая дешевая корзина была в Литве (289 евро), в Эстонии продуктовая корзина стоила 318 евро. За год расходы на ежемесячную продуктовую корзину семьи, состоящей из двух взрослых и двух несовершеннолетних детей, выросли в Литве почти на 9 евро, в Латвии на 13 евро, в Эстонии на – 13,2 евро.

«Цены выросли, но изменения несущественные. Например, в Латвии, которая перешла на евро в начале этого года, страх перед повышением цен на пищевые продукты оказался безосновательным. Кроме того, цены в соседних странах различаются незначительно», – сказала руководитель Института частных финансов в Эстонии Леэ Марипуу.

Наиболее существенный процент своих доходов вынуждены тратить на продукты питания жители Латвии. У зарабатывающей среднюю в столице Латвии Риге зарплату семьи на питание уходит 27% дохода, в Вильнюсе и Таллинне доля продуктов питания в расходах семьи составляет соответственно 24% и около 18%. Если средний доход семьи вырос во всех трех Балтийских странах (в Эстонии на 6,5%, в Латвии на 7,7% и в Литве на 4,6%), то расходы семей на продовольственную корзину по сравнению с прошлым годом снизились довольно мало. «Положительный момент состоит в том, что расходы семей на пищевые продукты и безалкогольные напитки постепенно снижаются, это – знак улучшения качества жизни. Однако по сравнению со средними показателями Европейского союза, расходы жителей Эстонии на продукты питания существенно выше, и по-прежнему забирают львиную долю семейного бюджета. Но в связи с этим здесь заключены и самые большие резервы для экономии», – отметила Марипуу.

Как и в прошлом году, большая часть стоимости (почти 35%) продуктовой корзины во всех Балтийских странах приходится на белковую продукцию: мясо, рыба, бобовые, орехи и т. д. Примерно 16% стоимости продуктовой корзины приходится на зерновую продукцию и молочные продукты, 13% приходится на овощи и десятая часть – на фрукты. «Если сравнивать цены на продукты питания в Эстонии, Латвии и Литве, наибольшие различия имеются в стоимости мяса, рыбы, бобовых и орехов, овощей и зерновых», – приводит примеры Марипуу.

И хотя в Латвии оптимальная продуктовая корзина стоит дороже всего в Балтийских странах, по данным исследовательской фирмы AC Nielsen Baltics, влияние проводимых там льготных акций на стоимость продуктов питания самое значительное. «Результаты только что завершенного исследования показали, что жители стран Балтии очень следят за скидками на товары. Более половины покупателей в Эстонии, Латвии и Литве выбирают продукцию или торговые центры, руководствуясь более низкими ценами и льготными предложениями. Хотя благодаря скидкам можно сэкономить на продуктах питания значительные суммы, не следует забывать и принципы ответственного подхода к покупкам. Не стоит покупать товары исключительно из-за их необычно низкой цены. Продуманные решения при совершении покупок помогают избежать незапланированных расходов в семейном бюджете», – отметила руководитель Института частных финансов.

Об исследовании: использованная при анализе расходов семей в странах Балтии рекомендуемая продуктовая корзина основана на нормативном методе Эстонского общества науки о питании, который обеспечивает ежедневную энергетическую потребность человека в объеме 2400 ккал и сбалансированное питание. Данные о ценах продуктов в продуктовой корзине в феврале 2014 года собирала компания AC Nielsen Baltics. В магазинах, имеющих в каждой стране 75-процентную суммарную долю рынка, учитывались как обычные цены, так и скидки.

Популярные новости

To Top