Уличный общепит популярен, но порой – словно оружие массового поражения. Летальный исход, как в Курской области, редкость. В основном – тяжелые отравления. За последние месяцы – почти 400 человек. Все покупали шаурму. В РЕН ТВ выявили опасную пищевую цепочку, и обнаружили тайное место, откуда отрава поступает в киоски.
Мясо в лаваше – самый популярный фастфуд. За минувший год спрос вырос в два раза. И предложение – тоже. Чтобы начать работать, надо лишь отправить уведомление в Роспотребнадзор. Купить или взять в аренду точку – вообще не проблема. Договорились на просмотр одной из них. Находится на автомойке.
В день доход минимум 20 тысяч рублей даже в таком ларьке. Повсюду грязь, разбросаны вещи. Холодильник явно давно не мыли.
Путь обеда с душком начинается на таких оптовых базах. Эта – в Подмосковье. Огромные брикеты с мясом – на земле, в тележках, среди крыс и тараканов.
Приезжаем под видом клиентов, якобы хотим купить курятину. Цена подозрительно низкая – 40 рублей за килограмм. Идем на склад. Тонны заморозки. Дышать – невозможно. Смрад. Все забито. Работник склада – карабкается прямо в обуви по залежам мяса.
Отличные – это бледно-желтого цвета. Срок годности, санитарные сертификаты отсутствуют. Но продавцы говорят: у них покупают тоннами.
Десятки машин приезжают, загружаются товаром неизвестного происхождения, качества, и не исключено, что все это отправляется по точкам общепита, по всей стране.
Мы вернулись на склад уже с камерой и микрофоном. Но продавцы не смутились ни на минуту.
Фастфуд – гастрономическая культура. Крупные игроки вкладывают миллионы в развитие, годами создают бренд, репутацию. У владельцев обычных ларьков, а их большинство, заботы другие.
Себестоимость классической шаурмы и так минимальна. Лаваш – 6 рублей, овощи – 12, соус – 5 рублей, салфетка и пакет – 1,5 рубля, 100 граммов курицы – 25. На зарплату, аренду и коммуналку уйдет еще примерно 32 руб. Итого – 81,5.
Как сделать еще дешевле, знают мелкие дельцы. Дорожка за просрочкой уже протоптана вот на такие рынки и в подпольные цеха, как этот – обнаруженный в Екатеринбурге. Испорченное мясо выкупали за копейки в торговых сетях. Отмывали, мариновали и пускали в оборот. Еще проще: сразу купить бобину мяса. Такую нам привозят прямо на парковку в пыльном черном пакете. За 2400 рублей. И снова – ни сертификатов, ни данных о производителе или сроке годности.
Вместе с Народным фронтом мы вышли в рейды. Нарушения как под копирку. Краснодар. Нет документов на продукцию, журналов учета, маркировок.
В Уфе и вовсе находим опарышей. Продавец негодует. Такой общепит вообще не имеет права работать. Но правила становятся формальностью, когда знаешь: проверок – не будет. Действует мораторий.
«Лжебизнесмены почувствовали безнаказанность. Не послабления, а безнаказанность. Надо выявлять, здесь без проверок не обойтись, и достаточно жестко с ними поступать», – заявил Алексей Егармин, сопредседатель Национального союза защиты прав потребителей.
Но пока действуют ограничения, ведомства могут проводить только профилактические беседы.
«На законодательном уровне необходимо отменить мораторий на профильные проверки», – заявил Сергей Казанков, зампред комитета Госдумы по малому и среднему предпринимательству.
После серии отравлений по всей стране арестованы 7 предпринимателей. Еще четыре из Льгова ждут решения суда. Но куда больше продолжают вести грязные дела и знают – бояться им нечего. Пока кто-то не погибнет.
