Общество: тут у нас ...

РАНХиГС: импортные продукты в продпомощь

Программа продовольственной помощи малоимущему населению не должна быть привязана к отечественным продуктам питания, поскольку это не поддержит потребителя и не принесет поддержки сельскому хозяйству. Такие выводы содержатся в сентябрьском выпуске «Мониторинга экономической ситуации в России», подготовленного мониторинга экономической ситуации в России, подготовленном экспертами Института Гайдара и РАНХиГС.

«Продовольственная помощь наименее обеспеченным гражданам страны не должна быть «привязана» к российским продуктам, так как часть из них дороже импортных», — говорится в докладе.

Разрабатываемая программа анонсируется не только как способ поддержки населения, но и как средство, стимулирующее развитие сельского хозяйства через дополнительный спрос на продукты питания и продукцию смежных отраслей, отмечается в докладе. Она исходит из опыта федеральной программы США Food stamps, когда в конце 1930-х годов введение талонов на фермерские продукты позволило накормить неимущих и создать спрос на продукцию фермеров. Но разрабатываемая в России программа не учитывает уроки, полученные в ходе реализации аналогичной программы в США, полагают эксперты РАНХиГС.

В частности, они указывают, что США давно отказались от привязки продуктовой поддержки к местному продовольствию. «Причина – часть американских продуктов была дороже импортных, а «привязка» к местным продуктам требовала больших расходов бюджета для обеспечения сопоставимого объема покупок. В России придется столкнуться ровно с той же проблемой», — говорится в докладе.

Согласно индикаторам Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), потребители сельхозпродукции в России переплачивали в 2014–2016 годах производителям (по цене на пороге фермы) в среднем 10% по сравнению с ценой у фермы сельхозпроизводителей-потенциальных импортеров.

Спрос на отечественные продукты в результате реализации программы повысится, но далеко не пропорционально средствам поддержки. Эксперты РАНХиГС полагают, что было бы целесообразно ввести возможность оплаты не всей стоимости покупки каждого продукта с карты продовольственной помощи, а только его части. «Например, можно оплатить только 50% стоимости пакета молока или пачки вермишели. В этом случае покупатель будет вынужден разнообразить набор продуктов и увеличивать количество упаковок, чтобы истратить деньги», — говорится в докладе.

Главным бенефициаром дополнительного спроса, по мнению экспертов, будут сетевые магазины, в то время как выгода для сельхозпроизводителей будет менее ощутимой. По мнению экспертов, Минсельхозу, который претендует быть оператором программы, не следует включать продовольственную помощь в аграрный бюджет, поскольку это создаст иллюзию его роста, но не будет способствовать развитию сельского хозяйства.

«Сама по себе программа продовольственной помощи очень дорогая и по расчетным объемам приближается к годовому бюджету госпрограммы поддержки сельского хозяйства. Увеличение финансовых объемов госпрограммы за счет продовольственной помощи создаст иллюзию увеличения финансирования сельского хозяйства, тогда как до сельского хозяйства дойдут только крохи», — говорится в докладе.

Программа продовольственной помощи малоимущему населению в России разрабатывается с 2015 года, сроки ее запуска неоднократно переносились. По оценкам Минпромторга, программа может быть запущена не раньше 2019 года, на ее реализацию потребуется 300 млрд руб.

В качестве электронного продовольственного сертификата предполагается использовать дебетовую карта «Мир». С помощью сертификата граждане смогут приобрести определенные категории произведенных в России продуктов питания, в том числе хлеб, макароны, овощи, фрукты, яйца, мясо, рыбу, молоко и молочные продукты. Алкоголь, табак и прочие «вредные» продукты в этот перечень не входят.

Популярные новости

To Top