Пищепром: тут у нас ...

«Меркурий» не позволит из минтая делать треску

С 1 июля 2018 года в России по-новому начинают следить за безопасностью продуктов питания. Каким образом и почему от этого должны выиграть потребители, Metro на круглом столе рассказали эксперты.

В России запустили автоматизированную систему ветеринарной сертификации «Меркурий», которая заменит существующую – «бумажную». В ней будет отражаться весь путь продукта, подпадающего под ветеринарный контроль, от производителя до полки магазина или заведения общепита. Это мясо, субпродукты, колбасы, рыба, мясные и рыбные консервы, макаронные изделия с начинкой, яйца, натуральный мёд, мороженое и ряд других категорий (по молочным продуктам участникам рынка пока дали отсрочку).

Система решает несколько задач. В теории она позволит свести фальсификат на рынке к минимуму, а покупателям получить исчерпывающую информацию по каждому товару, просто наведя смартфон на QR-код на упаковке товара в магазине. Правда, «коммунизм» наступит не сразу. Год будет действовать переходный период. Потребительский сервис с QR-кодами должен стать доступным с 2024 года.

По словам Ольги Владимировой, директора по качеству ООО «ТД «БАЛТИЙСКИЙ БЕРЕГ», система, таким образом, просто не позволит произвести треску из минтая, а говяжьи сосиски – из конины. Всё на каждом этапе должно соответствовать рецептуре и спецификациям. За ними будут стоять ветеринарные свидетельства в электронном виде. Также, к примеру, невозможными будут движения товара в регион или из региона, где зарегистрированы какие-то эпидемии.

Не всё сразу

Минус на старте – «Меркурий» требует долгой отладки. Это глобальная система, которая работает в масштабах всей страны и затрагивает всех участников процесса движения товара, продолжает Ольга Владимирова.
– Условно говоря, каждый вездеход и собачья упряжка, которые везут партию пищевой продукции, должны быть отражены в системе. Представьте весь этот объём работы, – отмечает она.

В России уже есть подобная система – ЕГАИС (алкогольный рынок), комментирует Светлана Бабанская, начальник Управления по работе с государственными органами Северо-Западного Дивизиона ТС «Пятёрочка».

– Но это лишь 20% рынка, а товаров, подпадающих под ветеринарный контроль и регулирование через «Меркурий», – больше 40%, – говорит Бабанская.

Учитывая количество данных и их детализацию, участники системы будут сталкиваться (и уже сталкиваются) с целым рядом трудностей: от технических до правовых и не только. К примеру, часть производителей, представленных в регионах (небольшие фермы, мелкие заготовительные базы и так далее), сегодня могут вообще не иметь доступ в Интернет по оптоволокну, который необходим для работы системы. Не говоря уже о подключении, отладке и администрировании «Меркурия», что требует ресурсов.

– Есть и много других нюансов, – отмечает Екатерина Джуринская, руководитель службы операционного планирования и стандартизации бизнес-процессов «Мясоперерабатывающего завода «Иней». – Когда потребителю будет доступна вся информация, её предстоит закодировать в определённой форме на упаковке. Большинство производственных компаний используют международную универсальную кодировку. Но чем больше информации, тем больше требуется для этого места, и это станет проблемой для товаров небольшого размера, так как придется уменьшать размер штрих-кода.

Современные, небольшие по размеру QR-коды эту проблему не решат. Они по своей структуре уникальны, то есть нет утверждённых правил группировки вносимой туда информации.

– Для того чтобы решить проблему, нужны какие-то новые технические разработки, – заключает Екатерина Джуринская.

Минус в плюс

По словам экспертов Metro, кратковременно внедрение «Меркурия» может отразиться на ассортименте на полках. С 1 июля торговые сети перестали работать с поставщиками, не подключёнными к системе. Но потенциально это плюс, поскольку производители и логистические операторы, которым есть что скрывать, из цепочки будут исключены. Перегружать товары, условно говоря, в поле, нарушая тем самым все нормы, станет невозможно, как и, к примеру, «выловить» рыбу в одном регионе, а затем, через 10 минут, погасить ветеринарный сертификат за 1000 км от этого места.

На ценах же отразиться нововведение не может, хотя все звенья цепочки несут немалые расходы на автоматизацию.

Проверка в полях

Торговые сети соблюдают закон по ветеринарному контролю, но и небольшие магазины, к примеру, в деревне или посёлке, можно будет проверить с введением «Меркурия», отмечает Мария Филиппова, менеджер по связям с общественностью и государственными органами компании «Лента».

– Сейчас вы можете потребовать все документы в бумажном виде на кассе, – рассказывает эксперт. – «Меркурий» – онлайн-система, поэтому в будущем вы сможете потребовать у администрации магазина показать сертификат в электронном виде. Тогда кассир или владелец смогут войти под своим логином и паролем в систему и предоставить вам информацию по конкретным товарам.

Рекламный баннер ГК СОЮЗСНАБ

Популярные новости

To Top