Полвека при СВЧ

50 лет назад в продаже появилась первая бытовая микроволновая печь, или, по-простому, микроволновка — прибор, изменивший не только то, как мы готовим, но и то, что мы едим. «Огонек» разбирался в его перспективах на следующие полвека.

Как у любого открытия, перевернувшего мир, у микроволновой печи много тайн. Ну, например, само открытие произошло по случайности: во время испытаний прибора, генерирующего микроволны, у американского инженера Перси Спенсера в кармане расплавилась шоколадка, однако в русскоязычных источниках иногда встречается и версия с забытым бутербродом — легенда уже живет своей жизнью. Заинтригованный Спенсер и его коллеги решили продолжить эксперименты и, говорят, даже с риском для жизни: как-то раз нагретое яйцо взорвалось прямо перед лицом одного из экспериментаторов. Так выяснилось: технология эффективная, но и осторожность не помешает. Это, кстати, еще одна интрига, связанная с микроволновками: периодически пишут, что они вредны для здоровья, однако однозначных доказательств этому до сих пор нет.

А вот, пожалуй, главная тайна самого известного бытового прибора: когда именно справлять его день рождения? 50 лет назад в Америке в продажу поступила первая бытовая микроволновка, стоившая 495 долларов (в пересчете на сегодняшний курс это примерно 4 тысячи долларов). Но есть и другая круглая дата: самая первая коммерческая СВЧ-печь вообще-то была выпущена 70 лет назад, но на обыкновенную кухню вряд ли бы влезла: при весе в 340 кг ее высота составляла 1,8 метра, а предназначалась она для военных. Впрочем, как это нередко случается, армейская новинка пришлась по душе гражданским и завоевала весь мир, изменив не только наши кулинарные привычки, но и в каком-то смысле наше общество.

82-летний Роберт Шиффманн, пожалуй, один из самых известных заокеанских специалистов по микроволновым печам, считает, что революция, совершенная этими устройствами, заключается в двух словах — быстрота и удобство.

— Они позволяют очень быстро разогреть все что угодно, от чашки кофе до готовой еды или недоеденного блюда,— объясняет «Огоньку» сам Роберт Шиффманн.— Типичная американская семья — это родители и один, а то и несколько детей. Так вот зачастую необходимо приготовить еду или какой-то перекус для каждого члена семьи в разное время — сегодня сделать это стало легче благодаря микроволновке.

Дело, впрочем, не только в застолье и наших кулинарных привычках, микроволновки породили целые коммерческие индустрии! Ну, например, их появление спровоцировало распространение готовой еды, которая производится в замороженном виде, продается в супермаркетах и предназначена для разогревания в микроволновках, напоминает эксперт. Еще об одной индустрии напомним и мы: именно микроволновки в конечном счете стали причиной настоящего попкорн-бума в Америке, сегодня среднестатистический американец съедает 52 кварты (или 57 литров) этих популярных кукурузных зерен в год.

Скромность здесь неуместна: микроволновые печи, наряду с телевизорами, стали символом общества потребления. Недаром американский кантри-певец Мерл Хаггард пел о старых добрых временах до микроволновок, когда «девушки еще умели готовить», а в фильме ужасов «Микроволновая резня» главный герой и вовсе убил свою жену за то, что она перешла на полуфабрикаты из СВЧ-печи... Да что там Америка — микроволновки были вожделенной мечтой и в нашей части света. В интернете до сих пор можно встретить газетную утку о том, что их запретили в Советском Союзе в 1970-х: мол, сразу раскусили, насколько они опасны для здоровья. Так вот вы удивитесь, но, на самом деле, микроволновки выпускали на заводах по всей большой советской стране, а затем и в новой России. Какие только поэтические названия не предлагались для этого прозаического прибора — «Берегиня», «Днепрянка» и даже «Фея», ну а эпоха всеобщего дефицита сделала их, по сути, культовыми.

Казалось бы, микроволновки обречены на стабильную популярность... И вдруг несколько лет назад в СМИ появились тревожные новости: они «умирают»! По данным интернет-издания Quartz, продажи этих приборов в США начали неуклонно снижаться: с 2000 года — на 25 процентов, а с 2004-го — на все 40. Журналисты кинулись выяснять причины: кивали, в частности, на озабоченность людей тем, что они едят, обвиняли интерес американцев к готовке из свежих продуктов, ставший едва ли не новым национальным феноменом... Досталось и конкурентам: на дворе новая технологическая революция, а место на кухнях отвоевывает для себя мелкая бытовая техника — тиховарки, хлебопечки и совсем уж футуристические приборы, вроде «умных печей». Такие печи сами жарят или варят в соответствии с программой, а блюда для них присылают вам поставщики: достаточно просто считать штрих-код, загрузить блюдо в печь и заняться своими делами. Запомните эти термины — «невидимая кухня» (подсказывающая вам в процессе готовки) или «цифровая кулинария» (когда можно контролировать все параметры еды, готовящейся с помощью небольшой пищевой фабрики), скоро они станут такими же привычными, как «тостер» или «микроволновка».

— Новые технологии и интернет вещей действительно помогают сегодня в производстве продуктов и приготовлении еды на всех этапах,— говорит директор Российского центра по исследованию интернета вещей Вадим Чеклецов.— Это касается и сельского хозяйства, когда специальные датчики, допустим, мониторят состояние плодовых деревьев, и логистики, когда отслеживается вся цепочка поставок продуктов и самой доставки еды конечному потребителю: достаточно кликнуть на приложение, и тебе привезут продукты в соответствии с личными предпочтениями. Ну и, конечно, речь о том, как мы сегодня готовим: приборы могут «переговариваться» друг с другом, например, холодильник мониторит испорченные продукты и сам заказывает новые, а микроволновка собирает данные о том, что вы едите, выдавая рекомендации о диете. Перспективный тренд — это 3D-печать еды, а главное — все это достаточно простые и в целом недорогие решения.

Что же получается, дни микроволновок сочтены? Эксперты разводят руками: на первый взгляд так и есть. Ну, например, французы все чаще едят вне дома, а сервисы доставки готовой еды во Франции становятся все популярнее, и это при повальной моде на кулинарные программы! Хитрость в том, что даже если микроволновки исчезнут из наших домов, они не пропадут вовсе, а могут, например, окончательно переместиться в рестораны... Но главный аргумент в пользу микроволновок одновременно и самый парадоксальный: их сегодня так много, что ни за день, ни за два не выкинуть. Встретимся на кухне?

По теме ...

Метки текущей записи:

,
 
Статья прочитана 375 раз(a).
 

Еще из этой рубрики:

 

Последние Твитты

Loading

Архивы

Наши партнеры

Читать нас

Связаться с нами

Наши контакты

Тел.      +7 (495) 920-9978

Редакция   info@foodnewstime.ru

Реклама       inm_reklama@mail.ru