Что интересного пишут

Люди, которые ели друг друга

Примерно пятнадцать тысяч лет назад эти люди, обитавшие в пещере Гофа, расположенной недалеко от нынешнего Бристоля (Великобритания), были не прочь полакомиться человеческой плотью. Обозреватель BBC Earth выясняет, какие причины могли побудить их делать это.

Они освобождали кости от плоти, отделяли их друг от друга, а затем грызли и дробили их. Они также могли разбивать их, чтобы извлечь костный мозг.

Судя по останкам, пищей становились не только взрослые люди. Отметины человеческих зубов были также найдены на костях трехлетнего ребенка и двух подростков.

Из нескольких черепов древние люди даже изготовили емкости, которые, как можно предположить, использовали в качестве чаш для питья.

Так что же происходило в пещере Гофа? Было ли это результатом жестокого соперничества, необычным ритуалом или отчаянно попыткой выжить?

Первые раскопки в пещере Гофа прошли в конце 1880-х годов. В то время пещера была открыта для туристов, поэтому тщательный археологический анализ не проводился, а найденные в ней окаменелости вполне могли быть потеряны.

Следующая серия раскопок была проведена уже в 1980-х годах, и именно тогда были найдены многочисленные останки людей и животных, тела которых явно были расчленены.

Ученые исследовали их в течение нескольких десятилетий и заключили, что люди, чьи кости были найдены в этой пещере, стали жертвами каннибализма.

Останки из пещеры Гофа не уникальны в своем роде. Археологические находки свидетельствуют о том, что каннибализм был характерен для неандертальцев и, возможно, еще более древних людей.

Первые доказательства того, что неандертальцы могли поедать своих соплеменников (или врагов), были найдены во Франции. Возраст найденных останков — около 100 000 лет.

Есть и другие случаи. Останки неандертальцев, живших в пещере на севере Испании 49 000 лет назад, указывают на то, что все они могли стать жертвами каннибализма.

Согласно исследованию, опубликованному в июле 2016 года, кости из пещеры в Бельгии тоже могут служить доказательством того, что одна группа древних людей съела другую.

Каннибализм всегда был неудобной темой для антропологов, отчасти потому, что он напоминает о темной и отвратительной стороне человеческой натуры. Еще одна причина — в невозможности точно определить, был ли человек действительно съеден.

В частности, трудно выяснить, являются ли надрезы результатом каннибализма или процесса отделения плоти от костей после смерти, что иногда делали в ритуальных целях.

foto_01
Фото: На останках, найденных в пещере Гофа, были обнаружены следы, которые указывали на то, что человек мог быть употреблен в пищу

По словам Сильвии Белло из лондонского Музея естественной истории, если подобные следы находят на костях животных, это считается явным признаком того, что животное съели. Но когда их обнаруживают на человеческих останках, соответствующие выводы «воспринимаются в штыки».

Останки из пещеры Гофа, которые Белло изучает уже несколько лет, покрыты множеством отметин. На 65% из них есть следы от каменных орудий труда.

Более того, многие кости были раздроблены — предположительно, для извлечения костного мозга.

«Это очень показательно, — говорит Белло. — Такие же отметины можно увидеть и на костях животных. Можно с уверенностью сказать, что они разделывали животных точно так же, отделяя мясо от костей».

Кроме того, Белло обнаружила на костях следы от человеческих зубов. Царапины, которые оставляют зубы человека, вгрызающиеся в кость, довольно легко отличить от остальных.

«Некоторые отметины, особенно на костях пальцев, указывают на то, что эти древние люди обгладывали [эти кости], счищая остатки мяса зубами, — говорит Белло. — Присутствие следов от человеческих зубов на человеческих костях — это, вероятно, лучшее доказательство каннибализма».

Белло решила положить конец спорам, неизменно возникающим при обнаружении останков с подобными отметинами.

В рамках исследования, результаты которого были опубликованы в августе 2016 года, Белло и ее коллеги провели четкое различие между каннибализмом и экскарнацией — отделением плоти от костей после смерти человека без намерения ее съесть.

Экскарнация часто проводилась в целях так называемого вторичного погребения: древние люди часто забирали останки умерших людей с собой при переселении, и для этого им нужно было освободить кости от плоти.

По словам Розалинд Уолдак, еще одного специалиста из Музея естественной истории, работавшей с Белло, кости могли иметь для них большее значение, чем плоть.

В Сербии было найдено множество свидетельств этого обычая, относящихся к периоду между десятью и пятью тысячами лет назад.

«С наступлением холодов людям приходилось покидать свою стоянку, и останки умерших они забирали с собой, — говорит Уолдак. — Так они могли поддерживать с ними связь, ведь взаимодействие с предками было важным аспектом их жизни».

Ученые утверждают, что опознать останки жертв каннибализма теперь будет намного легче, так как имеющиеся на них отметины имеют особый характер.

«Они действительно очень похожи на следы, оставшиеся на костях убитых животных, найденных в этом месте, в то время как останки, подвергшиеся вторичному погребению, отличаются от них по количеству и расположению отметин», — говорит Белло.

Ключевое отличие — число отметин. При разделке туши животного или тела человека остается множество заметных следов, но при отделении плоти от кости эти следы намного меньше по размеру и покрывают всего 1% поверхности кости, а следы от зубов и вовсе отсутствуют.

Тем не менее это не дает ответа на вопрос, почему древние люди употребляли в пищу себе подобных.

foto_02
Фото: Древние люди тщательно обрабатывали череп, чтобы создать такую чашу

Узнать точные причины подобного поведения вряд ли возможно. Тем не менее Белло говорит, что на останках людей, живших в пещере Гофа, не было найдено признаков насильственной смерти.

«Они действительно ели мясо умерших людей, но не убивали их», — утверждает она.

Возможно, к этому их подтолкнули суровые условия, в которых им приходилось существовать.

Они жили в короткий период между двумя серьезными похолоданиями, случившимися во время последнего ледникового периода. Климат был относительно теплым лишь в течение нескольких сотен лет.

Из-за сильных холодов у них могли иссякнуть запасы продовольствия, и поэтому древним людям, возможно, просто приходилось поедать плоть умерших, чтобы выжить.

Но это не объясняет происхождение чаш из человеческих черепов, найденных в пещере Гофа.

Они не выглядят так, как будто с ними проводили манипуляции лишь для того, чтобы съесть их содержимое. Кроме того, похожие находки встречаются и во многих других местах.

Белло считает, что изготовление чаш из черепов для людей, живших в пещере Гофа, было своеобразным ритуалом или погребальным обрядом. Вполне вероятно, что из них пили.

Если это правда, то поедание человеческой плоти могло быть культурной практикой, а не способом выживания.

foto_03
Фото: Кости тщательно изучили, чтобы провести различия между надрезами и следами человеческих зубов

Еще одну подсказку дает возраст погибших. Если бы люди умерли в результате конфликта, скорее всего, жертвами каннибализма стали бы только взрослые, однако это не так.

«Это не была группа воинов, — говорит Белло. — Мне кажется, их смерть наступила в силу естественных причин».

Возможно, в той ситуации все было именно так, однако более поздние случаи каннибализма представляют собой нечто совершенно иное.

Рик Шультинг из Оксфордского университета (Великобритания) говорит, что каннибализм чаще всего — результат насилия: тот, кто одержал победу в конфликте, «намеренно оскверняет останки своих врагов».

Шультинг утверждает, что случаи каннибализма относительно редки, несмотря на обилие жестокости в нашем прошлом.

«Мы находим множество останков людей, погибших в результате конфликтов в древние времена, но на них нет следов разделки, расчленения или каннибализма, — говорит он. Поэтому подобные случаи можно охарактеризовать как нечто из ряда вон выходящее».

Примером тому может послужить случай каннибализма, имевший место почти 900 лет назад в поселении индейцев пуэбло на юго-западе Америки (сегодня это территория штата Колорадо).

Это произошло во время сильной засухи, однако, как утверждает Шультинг, это вовсе не означает, что люди ели друг друга из-за голода.
Он предполагает, что они делали это из-за «жестокого соперничества за ресурсы».

«Люди сражались между собой, и, чтобы непрошеные гости больше не возвращались, они устраивали показательные казни, жестоко убивая и подвергая пыткам своих врагов, — говорит он. — Эти ужасные действия служили предупреждением для других».

Шультинг не исключает того, что люди, чьи останки были найдены в пещере Гофа, все же были убиты. Доказательств насильственной смерти нет, но существует множество способов убить человека, не оставляя следов на костях.

Из всего этого можно сделать один вывод: у каннибализма нет единственной причины. «Мы очень часто связываем подобные крайности с насилием, — говорит Шультинг. — Но даже это можно и нужно обсуждать».

Каннибализм существовал на протяжении всей истории человечества. Несмотря на всю чудовищность, это один из аспектов человеческой натуры.

Еще неизвестно, стоит ли так его стыдиться, если учитывать другие зверства, совершенные людьми.

«Я не думаю, что каннибализм делает нас еще большими варварами, — говорит Шультинг. — Мы вполне способны на варварские поступки и сегодня, и для этого нам вовсе не обязательно кого-то есть».

Прочитать оригинал этой статьи на английском языке можно на сайте BBC Earth.

Популярные новости

To Top